Урок 1. Аккорды первой позиции
Любой начинающий гитарист, который дерзает освоить инструмент, начинает с изучения простеньких дворовых или блатных или попсовых песенок. А перед тем как научиться их играть он должен научиться правильно расставлять пальчики на грифе. Для начала, не углубляясь в теорию, научимся ставить основные, так называемые «блатные аккорды». Изучив эти аккорды и научившись их ставить, вы сможете сыграть большинство песен. И так, вот эти аккорды.
1||-1-|---|---| 2||---|---|-3-| 3||---|-2-|---| 4|O---|---|---| 5|O---|---|---| 6|X---|---|---| I II III
Это ваш гриф. Номером 1 обозначена первая (нижняя, самая высокая по звучанию, самая тонкая), соответственно номером 6 — самая толстая. Римскими цифрами I, II, III обозначены номера ладов грифа, I — это первый лад от колков, II — второй и т.д. Буква «О» на четвертой и пятой струне означает открытую струну или (что то же самое) не зажатую ни на каком ладу или зажатую на нулевом ладу. Буква «X» означает, что эту струну (в данном случае 6-ую) не надо трогать при игре, звук, т.к. издаваемый ею, не входит в аккорд и будет звучать фальшиво.
Цифрами 1, 2, 3 обозначены номера пальцев левой руки (для правшей) 1 — указательный палец, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. Больщой палец современными гитаристами, как правило, не используется.
Dm — РЕ-минор
||-1-|---|---| ||---|---|-3-| ||---|-2-|---| |O---|---|---| |O---|---|---| |X---|---|---| I II III
Am — ЛЯ-минор
|O---|---|---| ||-1-|---|---| ||---|-3-|---| ||---|-2-|---| |O---|---|---| |X---|---|---| I II III
Еm — МИ-минор
|O---|---|---| |O---|---|---| |O---|---|---| ||---|-3-|---| ||---|-2-|---| |O---|---|---| I II III
C — ДО-мажор
|O---|---|---| |O---|---|---| ||-1-|---|---| ||-1-|---|---| |O---|---|---| или |O---|---|---| ||---|-2-|---| ||---|-2-|---| ||---|---|-3-| ||---|---|-4-| |O---|---|---| ||---|---|-3-| I II III I II III
G — СОЛЬ-мажор
||---|---|-3-| ||---|---|-4-| |O---|---|---| ||---|---|-3-| |O---|---|---| или |O---|---|---| |O---|---|---| |O---|---|---| ||---|-1-|---| ||---|-1-|---| ||---|---|-2-| ||---|---|-2-| I II III I II III
Е — МИ-мажор
|O---|---|---| |O---|---|---| ||-1-|---|---| ||---|-3-|---| ||---|-2-|---| |O---|---|---| I II III
A — ЛЯ-мажор
|O---|---|---| ||---|-3-|---| ||---|-2-|---| ||---|-1-|---| |O---|---|---| |O---|---|---| I II III
D — РЕ-мажор
||---|-2-|---| ||---|---|-3-| ||---|-1-|---| |O---|---|---| |O---|---|---| |X---|---|---| I II III
Еще один способ записи аккордов выглядит таким образом:
D: X00232
Шесть позиций — это струны. Самая левая позиция это первая струна (самая тонкая), соответственно самая правая — шестая (самая толстая).
Цифра означает номер лада (где следует зажать струну). Х в данном случае, означает, что не стоит зажимать 6-ую струну, т.к. звук, издаваемый ею, не будет входить в этот аккорд и будет звучать фальшиво.
Это более компактный способ записи, но он не так информативен, как предыдущий, т.к. в нём не содерожится информации о «топологии» (положении пальцев левой руки) и этим способом нельзя записать аккорд, в котором содержится звук, извлекаемый при зажатии лада номером более 9-ти, т.е. нельзя записать аккорды расположенные выше 9-ой позиции.
Пальцы на грифе должны стоять четко первая от конца пальца фаланга должна быть перпендикулярна струне и поверхности грифа. Звуки от каждой струны должны звучать четко, струна не должна дребезжать.