Исторические сведения о гитаре
Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального ин струмента — наблы, — внешним видом напоминающего гитару. Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла — символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.
Слово «гитара» арабского происхождения. В конце XV в. состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах. В культурной жизни Испании, начиная с XVI в., большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания — «салоны», — собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.
С XVI в. увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фуенльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и многие другие. Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. До XVIII в. она была меньше размером, и корпус ее был довольно узким и вытянутым. К середине XIX в. гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала большую популярность.
Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле. В конце XVIII в. в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии — М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли, М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая со натами и концертами с оркестром. Композитор Сор с огромным успехом концертирует в городах Западной Европы и России. Его балеты «Золушка», «Лубочник в роли живописца», «Геркулес и Омфала», а также опера «Телемах» выдерживают много представлений на сценах Петербурга, Москвы и крупных городов Западной Европы. Полифонический стиль, богатейшая фантазия и глубина содержания характеризуют творчество Сора. Это образованный музыкант-композитор, виртуозгитарист, поражавший глубиной своего исполнения и блеском техники. Его сочинения прочно вошли в репертуар гитаристов. Сор написал огромное количество произведений, «Школу игры на гитаре» и много учебной литературы.
Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы. Он был блестящим гитаристом, а также в совершенстве владел скрипкой. Когда в 1813 г. в Вене впервые исполнялась седьмая симфония Бетховена под управлением автора, Джулиани принимал участие в ее исполнении в качестве скрипача. Бетховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а педагогическая литература является ценным наследием и для педагогов, и для учащихся.
В середине XIX в. появляется знаменитый скрипач Никколо Паганини, который замечательно играл и на гитаре. Играя на этих двух инструментах, казалось бы, не имеющих ничего общего, он многие гитарные приемы перенес на скрипку, а скрипичныена гитару. Гитарные приемы сказались, прежде всего, в технике пиццикато и двойных флажолетов, в связной игре аккордами, а также в характерной для Паганини перестройке нижней струны Соль и повышении строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары, 28 дуэтов для гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для смычковых инструментов с гитарой. Интересно отметить, что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкой, исполняя ту же роль, что и скрипка.
Многие западноевропейские композиторы XIX в. — Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Крейцер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие пишут произведения для гитары соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу. Во второй половине XIX в. в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза и педагога Франциско Тарреги. Он создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Таррега родился II ноября 1852 г. в Испании, в городе Вильяреале провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика проявилась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов. Первым учителем Тарреги был гитарист и композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, но продолжал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошел с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре.
Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей — композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания.
К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа, Д. Прата, И. Лелюпа, И. Аренса и П. Роча, основанные на методе обучения Тарреги. Умер Таррега в 1909 г. В XX в. появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии. Родился он 17 февраля 1894 г. близ Кордовы. Научился играть на гитаре самоучкой в раннем возрасте и завершил свое музыкальное образование в музыкальном институте Гренады. В 1909 г. он впервые выступил как гитарист-концертант в Гренаде, вслед за тем последовали его концертные выступления в других городах Испании. В 1922 г. Сеговия поехал в Южную Америку, где его концерты прошли с огромным успехом. С этого времени он концертирует в Германии, Австрии и Франции. В 1926—1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его также ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б. В. Асафьев: «Культура игры на гитаре в Испании давняя, старинная, и корни ее уходят в далекое романтическое прошлое. Представитель этой культуры — Сеговия, прежде всего, серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его — своеобразное наслаждение; благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченность, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба орнаментом...»
В 1936 г. Сеговия побывал вторично в Советском Союзе, везде вызывая восхищение своим мастерством. Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора, Джулиани, транскрипции произведений Чайковского, Шуберта, Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турина, Торроба, Тансмана, Кастельнуово-Тедеско и других композиторов. У Сеговии состоялось немало встреч с советскими гитаристами, на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по поводу техники гитарной игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук, но и правильного применения аппликатуры. До XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее можно было встретить лишь в богатых домах случайно привезенной из-за границы.
Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина (Академик Я. Штелин, проживавший в Москве с. 1735 г. пп 1785 г., написал первый исторический обзор музыкальной культуры России.), жившего в России в XVIII в. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других гастролеров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский, И. Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей. Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. В произведениях композиторов 30-50-х гг. прошлого века явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.
В начале XX в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением. Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.
Не менее известный гитарист Николай Петрович Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает большого внимания. В 1856 г. он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготовляющих эти инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров всё же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции были созданы все условия для развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству.
В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и П. И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях. Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов занялась педагогической деятельностью, другая — исполнительством. Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874 г. Более сорока лет он проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 г. он вел класс гитары в музыкальном училище им. Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре», изданная в 1928 г. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930—1950 гг.
Деятельность Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, была высоко оценена Советским правительством. Он был награжден орденом «Знак почета» и двумя медалями. Агафошин вложил много труда, чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов. Периодически устраивались конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. В 1936 г. Всесоюзное радио провело конкурс молодых исполнителей, в том числе и гитаристов. В 1939 г. состоялся Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.
В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась. В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы. Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почетные звания лауреатов международного конкурса.
В 1960 г. в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре.
Многие крупные советские композиторы создали и создают немало оригинальных сочинений для гитары. Композиторы Б. Асафьев и Н. Речменский, помимо небольших пьес, написали произведения крупной формы — концерты для гитары и симфонического оркестра. Композитор В. Шебалин написал целый ряд замечательных произведений для гитары. Многие советские композиторы пишут для гитары: В. Золотарев, А. Мосолов, Н. Иванов, Б. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин и другие.
В концертных залах городов Советского Союза часто можно слышать солистов-гитаристов. Звучат квартеты, квинтеты, дуэты с участием гитары; исполняются прекрасные творения Паганини, Боккерини, давно забытые произведения для гитары с фортепиано — «Дивертисмент» К. Вебера, концерты Джулиани, Вивальди, Карулли и произведения советских композиторов с камерным оркестром.
Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.
А. Иванов-Крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре».