Любой начинающий гитарист, который дерзает освоить инструмент, начинает с изучения простеньких дворовых или блатных или попсовых песенок. А перед тем как научиться их играть он должен научиться правильно расставлять пальчики на грифе. Для начала, не углубляясь в теорию, научимся ставить основные, так называемые «блатные аккорды». Изучив эти аккорды и научившись их ставить, вы сможете сыграть большинство песен. И так, вот эти аккорды.

       1||-1-|---|---|
       2||---|---|-3-|
       3||---|-2-|---|
       4|O---|---|---|
       5|O---|---|---|
       6|X---|---|---|
          I   II  III

Это ваш гриф. Номером 1 обозначена первая (нижняя, самая высокая по звучанию, самая тонкая), соответственно номером 6 — самая толстая. Римскими цифрами I, II, III обозначены номера ладов грифа, I — это первый лад от колков, II — второй и т.д. Буква «О» на четвертой и пятой струне означает открытую струну или (что то же самое) не зажатую ни на каком ладу или зажатую на нулевом ладу. Буква «X» означает, что эту струну (в данном случае 6-ую) не надо трогать при игре, звук, т.к. издаваемый ею, не входит в аккорд и будет звучать фальшиво.

Цифрами 1, 2, 3 обозначены номера пальцев левой руки (для правшей) 1 — указательный палец, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. Больщой палец современными гитаристами, как правило, не используется.

Dm — РЕ-минор

       ||-1-|---|---|
       ||---|---|-3-|
       ||---|-2-|---|
       |O---|---|---|
       |O---|---|---|
       |X---|---|---|
         I   II  III

Am — ЛЯ-минор

       |O---|---|---|
       ||-1-|---|---|
       ||---|-3-|---|
       ||---|-2-|---|
       |O---|---|---|
       |X---|---|---|
         I   II  III

Еm — МИ-минор

       |O---|---|---|
       |O---|---|---|
       |O---|---|---|
       ||---|-3-|---|
       ||---|-2-|---|
       |O---|---|---|
         I   II  III

C — ДО-мажор

       |O---|---|---|       |O---|---|---|
       ||-1-|---|---|       ||-1-|---|---|
       |O---|---|---|  или  |O---|---|---|
       ||---|-2-|---|       ||---|-2-|---|
       ||---|---|-3-|       ||---|---|-4-|
       |O---|---|---|       ||---|---|-3-|
         I   II  III          I   II  III

G — СОЛЬ-мажор

       ||---|---|-3-|       ||---|---|-4-|
       |O---|---|---|       ||---|---|-3-|
       |O---|---|---|  или  |O---|---|---|
       |O---|---|---|       |O---|---|---|
       ||---|-1-|---|       ||---|-1-|---|
       ||---|---|-2-|       ||---|---|-2-|
         I   II  III          I   II  III

Е — МИ-мажор

       |O---|---|---|
       |O---|---|---|
       ||-1-|---|---|
       ||---|-3-|---|
       ||---|-2-|---|
       |O---|---|---|
         I   II  III

A — ЛЯ-мажор

       |O---|---|---|
       ||---|-3-|---|
       ||---|-2-|---|
       ||---|-1-|---|
       |O---|---|---|
       |O---|---|---|
         I   II  III

D — РЕ-мажор

       ||---|-2-|---|
       ||---|---|-3-|
       ||---|-1-|---|
       |O---|---|---|
       |O---|---|---|
       |X---|---|---|
         I   II  III

Еще один способ записи аккордов выглядит таким образом:

        D: X00232

Шесть позиций — это струны. Самая левая позиция это первая струна (самая тонкая), соответственно самая правая — шестая (самая толстая).

Цифра означает номер лада (где следует зажать струну). Х в данном случае, означает, что не стоит зажимать 6-ую струну, т.к. звук, издаваемый ею, не будет входить в этот аккорд и будет звучать фальшиво.

Это более компактный способ записи, но он не так информативен, как предыдущий, т.к. в нём не содерожится информации о «топологии» (положении пальцев левой руки) и этим способом нельзя записать аккорд, в котором содержится звук, извлекаемый при зажатии лада номером более 9-ти, т.е. нельзя записать аккорды расположенные выше 9-ой позиции.

Пальцы на грифе должны стоять четко первая от конца пальца фаланга должна быть перпендикулярна струне и поверхности грифа. Звуки от каждой струны должны звучать четко, струна не должна дребезжать.

Уроки игры на гитаре